Кружок для детей, живущих техническим творчеством

Работа с детьми — прежде всего, призвание, любовь к детям и педагогика. И в самую последнюю очередь — это бизнес-проект. У Леонида Гущина, основателя «Детского инженерного клуба», получился уникальный проект, где дети учатся не только создавать роботов, но и самостоятельно делать выбор.  

Создание мощных технических проектов делает нас теми, кто мы есть 

- Почему именно инженерный клуб для детей?
- Историю детского инженерного клуба я веду с 5 декабря 2011 года, когда состоялось первое занятие, тогда ещё во Дворце Молодёжи. С тех пор сменилось несколько организаций, в которых я работал, но неизменным оставалась наша общность: я и дети, которые у меня занимаются. Половина клуба – это ребята, которые ходят уже более пяти лет.
Детский инженерный клуб — кружок, объединяющий детей, живущих техническим творчеством. Мы проводим занятия по робототехнике, спортивной робототехнике, робототехнике ардуино, программированию, 3D-технологиям и другим современным направлениям.
С 2017 года работаем самостоятельно и уже удалось сформировать уникальную среду. В ней хочется создавать интересные и мощные технические проекты. Это делает нас теми, кто мы есть.

- Какие направления охватывают занятия в Вашем клубе?
- Первое направление: лего-робототехника для детей 10-12 лет. Наша программа сильно отличается от других: мы практически не пользуемся инструкциями. Каждое занятие направлено на понимание темы, на умение самостоятельно собрать что-то интересное и уникальное.
После первого года обучения у ребёнка есть выбор: либо уйти в проектную группу, либо поступить на обучение по направлению ардуино, если интересна электроника. В группу ардуино идут и новички от 12 лет. Кто увлечен программированием идет на курс программирования Java для новичков, с написанием модов для игры Майнкрафт. Второй год обучения на любом направлении выглядит так: ребенок в начале года приходит, и мы спрашиваем: «Что тебе интересно?» Он сам выбирает задачи, конкурсы. Мы помогаем.
У старших больше выбора и самостоятельности. Например, ученик говорит: «Хочу сделать квадрокоптер». Для меня это вызов: до этого никогда квадрокоптерами не занимался. Мы вместе пробуем, творим. Самое интересное — на своем примере показывать, что можно учиться на ходу. Мы сделали квадрокоптер почти с нуля и дошли с ним до всероссийской олимпиады, пройдя региональные отборы.
В этом году запустили пробную группу по технологическому предпринимательству, основанному на курсах «Навигатор инноватора» от «Сколково» и на программе конкурса инноваций в образовании, который проводился при участии Высшей школы экономики.
Наша высокая цель сейчас — взращивать будущих технологических предпринимателей, которые создадут высокотехнологичные стартапы.


«Аудитория, учащаяся по нашим разработкам, гораздо больше по масштабу и охвату нашего клуба»


- Вы принимаете всех желающих или есть отбор?
- Я работаю с детьми с 3-4 класса и старше. Это самый удивительный возраст. С одной стороны, в душе ребёнка ещё живет творческая личность, с другой — мышление стремительно развивается. Это открывает большие возможности. Важно развить логическое мышление и сохранить творческое, дивергентное мышление, которое в этом возрасте начинает снижаться.
Для занятий в клубе важен только возраст, в котором ребёнок сможет освоить наши технологии. И желание ребенка!

Файл_000(1).png

- Сотрудничает ли Ваш клуб с организациями, занимающимися вопросами молодежи и образования?
- В первую очередь, Уральский клуб нового образования (УКНО). Это команда неравнодушных людей, желающих изменить образование к лучшему, внедряя различные инновации, реализуя интересные проекты с промышленными компаниями, бизнесом, государственными учреждениями и органами власти.
Проектов много: фестиваль «Город ТехноТворчества», олимпиада НТИ, проектные смены ТехноЛидер для старшеклассников, IT-программа для детей Unit-Урал. Про каждый можно рассказывать часами.
Сотрудничаем с Дворцом Молодёжи. Областные власти делегировали ему полномочия по развитию технического творчества в области. Я — Главный судья областных робототехнических соревнований, разрабатываю регламенты для их проведения.
Среди мероприятий, в судействе которых участвую: областные робототехнические соревнования для начинающих, робототехнические соревнования для опытных, региональный этап Всемирной олимпиады роботов.
Участвую в школе подготовки к Всероссийской олимпиаде роботов, тренирую лучших детей со всего региона. В разные годы участвовал в проведении региональных проектных смен.
Так мы влияем на образование в области робототехники всего региона. 

- Расскажите о Ваших педагогах.
- Пока в клубе работаю только я. Могу вкратце рассказать о себе: трижды лауреат премии Губернатора Свердловской области, победитель Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», финалист Всероссийского конкурса «iУчитель», прошёл недельную стажировку в Финляндии по программе «Феномено-ориентированное обучение». 


«Опираясь на желания, создаём высокую мотивацию, а опираясь на возможности, даём точку роста» 


- Как мотивируете детей к достижениям?
- Прежде всего, благодаря тому, что образовательную траекторию определяют сами дети. Мы учим только основам и показываем траектории развития. Совместно с детьми выбираем, в чём будем участвовать, это перекликается с возможностями и желаниями детей. Опираясь на желания, создаём высокую мотивацию, а опираясь на возможности, даём точку роста, которая раскрывает потенциал ребёнка. Благодаря этому он начинает побеждать в соревнованиям, что даёт больше желания расти.

- Каким достижением гордитесь больше всего?
- В 2019 году Детский инженерный клуб стал победителем конкурса лучших образовательных практик Национальной технологической инициативы. А в 2020-ом наша команда победила в конкурсе инноваций в образовании, на который мы вышли с собственным конструктором «Ерёма». Этот конструктор, пожалуй, — самое большое достижение! И самый смелый эксперимент.
Началось всё с того, что мы не нашли подходящий для одного из соревнований датчик и решили сделать его самостоятельно. Я никогда не делал печатные платы. Мы осваивали технологию вместе, смотрели видео на Ютубе, пробовали растворы для травления. Никогда не делали продукт, который можно отправить на изготовление на завод, и уж тем более не заполняли техзаданий. Всё это делали впервые, с помощью наших друзей из екатеринбургского хакспейса MakeITLab. До сих пор помню чувство трепета и восторга, когда пришла посылка с первой партией печатных плат!
Сейчас это продукт, с помощью которого можно обучаться разработке разных приборов и устройств. К конструктору прилагается годовой курс обучения, на котором ребята собирают на каждом занятии новое устройство: светофор, счетчик отжиманий, сигнализацию, тренажёр глазомера и др.
У нас уже есть покупатели из Москвы, Пермского края, Челябинской и Курганской областей. Выходит, аудитория наших разработок гораздо больше по масштабу и охвату, чем наш клуб!

Файл_000.png


Автор: Мария Лебедева