Любовь к кофе сделала из него предпринимателя
Бизнес-проектом – создание сети кофеен – сегодня мало кого удивишь. Сотни предпринимателей хотят зарабатывать на этом напитке. Но получается не у всех. Кофе – напиток с характером. Таким должен быть и человек, работающий с ним. Открыть точку продаж, купить кофейные зерна и кофемашину – слишком мало, чтобы дело выгорело. Нужно гораздо больше.
Какие «ингредиенты» к кофе нужно добавить, чтобы получился прибыльный бизнес? Ответ на этот вопрос знает Максим Гуральник, владелец сети кофеен Garden.

- Максим, вы первым создали в Тюмени кофейню с собственной обжаркой кофе класса Speciality. Расскажите, когда у вас появилась эта бизнес-идея и как удалось ее воплотить в жизнь?
- Если честно, идея не моя. За местную обжарку и кофейню в таком формате стоит поблагодарить Татьяну и Сергея Чирковых. На момент создания у меня не хватило бы смелости замахнуться на такой проект. Я просто оказался в нужном месте в нужное время и понравился будущим партнерам.
Сергей прошёл ряд обучений, купил ростер и начал жарить кофе. Татьяна выбрала помещение и придумала концепцию. Я участвовал более операционно.


- Ваш проект во многом был уникальным для Тюмени: brew bar, тренинг центр, авторская кухня и напитки и, конечно же, особая атмосфера каждой кофейни. Сложно было создавать этот проект?
- Очень приятно слышать про уникальность и атмосферу, надеюсь, это искренне. Проект не сложно было создавать. Он получался сам собой. Были трудные моменты. Иногда надо было докапываться до сути. Это было сложно. У нас простой бизнес по сравнению с атомной энергетикой или микрочипами. Вдохновляли увиденные ранее проекты: «CoffeeBox» из Екатеринбурга, «Академия Кофе» из Новосибирска, «Скуратов» из Омска, «Кофемания» из Москвы. У каждого проекта есть сильные стороны, есть чему поучиться.

- Наставники у Вас были?
- Могу назвать наставниками Татьяну Павлову из «Академии Кофе», Диму Корюкина и Лёшу Кугаенко из «Омни Кофе», Данила Панова из «КОФ» и Сергея Посполитака из «Levi’s». Все эти люди очень сильно повлияли на меня и мое видение бизнеса и продукта.

- Атмосфера ваших заведений пропитана каким-то особым отношением к кофе, ведь так? Какая философия у вас по отношению к напитку, его приготовлению и подаче?
- Надеюсь, что так и есть. Мы технологично относимся к кофе, много что замеряем и проверяем. Все, что считаем важным, разбиваем по параметрам и выводим оценки. Самые большие инвестиции у нас именно в кофе и всего, что вокруг него.
К подаче мы относимся как к последней миле, которая либо все портит, либо делает еще лучше. Посуда, улыбка, приглашение по имени – все, чтобы улучшить впечатление гостей от кофейни.

- Мастерство бариста требует постоянного совершенствования? Как часто вы и ваши сотрудники проходят обучение?
- Да, наши бариста регулярно подтверждают свою квалификацию. Даже есть ежедневные проверки текущего навыка. Новые сотрудники активно учатся первые три месяца. Действующие – раз в месяц, но с регулярной оценкой текущих результатов.
Мы проходим внешнее обучение по кофе пару раз в год, посещая разные школы. Из последнего – Barista Camp в Калининграде.

- Какими качествами должен обладать хороший бариста? А владелец сети кофеен?
- Чтобы быть хорошим бариста, нужны:
Дисциплина. Готовить кофе профессионально, можно только соблюдая дисциплину. В профессии очень много требований к безопасности питания и вкусу напитков, рассеянное внимание и халатность здесь недопустимы.
Ориентированность на других людей. Производя товар и услугу, нужно думать об их конечном пользователе. Если бариста зациклен на себе, вряд ли его труд будут ценить.
Владелец сети должен иметь видение бизнеса в будущем, каким он будет через полгода, два года. Наверное, это ключевое.
Как правило, многие кофейни годами работают по «накатанной». Вы же постоянно стремитесь выше и дальше. Участие в РЧБ тому пример. Такая позиция – это отражения вашего личного характера?
Если честно, все развитие идёт от запросов бизнеса и гостей кофеен. Скорее всего, это просто здравый смысл, а не моя особенность. Даже чемпионаты бариста – просто желание глубоко разобраться в кофе.

- Какие принципы заложены в основу вашего бизнеса?
- Лидерство. Мы хотим занимать первые позиции на рынке по доле и качеству продукта.
Развитие людей. Люди в офисе и кофейнях двигают наш бизнес вперёд. Мы усложняем задачи и создаём условия для их самосовершенствования.
Технологичность. Мы следим за новыми возможностями на рынке и осознанно подходим к внедрению новых технологий. Также всегда улучшаем собственные.

- Ваш «рецепт» успеха?
- Читать книги, учиться и больше времени размышлять.
Общаться с людьми и относиться к ним с уважением.
Быть честным с собой и окружающими.
Быть адекватным, дисциплинированным и пропускать меньше эмоций в дела

- Что посоветуете молодым тюменцам, желающим встать на путь предпринимательства?
- Пойти работать в хорошую компанию. Я бы отдал предпочтение консалтинговой с мировым именем, типа McKinsey или Deloitte. В таких фирмах обычно хорошее окружение и сложные реальные задачи. Там начнешь ценить свое время и усилия.
Найти что-то увлекающее в своей повседневной жизни и начать больше про это узнавать. Даже за чашкой кофе и видео на ютубе стоят целые индустрии, в которых широкие возможности для предпринимательства.
Создавать команду, искать людей для нее. Команда – это такой же актив, как оборудование, здания или интеллектуальная собственность. Но команда не покупается за деньги, а формируется временем и трудностями.