Ильдар Хусаинов: «Благодаря кризису мы многое стали делать по-другому»

20 лет назад началась история уникальной тюменской компании - агентства недвижимости «ЭТАЖИ». В далеком 2000-ом году их коллектив состоял из 22 человек, сегодня - более 14 000 специалистов. Свыше 150 офисов в России и за рубежом, место в «ТОП-100 лучших работодателей страны» и звание «Лучшей брокерской организации на рынке ипотечного кредитования». Таких результатов компания достигла за два десятилетия работы. За этот период в стране случилось несколько экономических кризисов. Одни компании разорялись и исчезали с рынка, другие едва сводили концы с концами, но «ЭТАЖИ» стремительно развивались и росли. Мы спросили у директора компании Ильдара Хусаинова в чем секрет его антикризисного управления. 

52599332_2355951631081698_323259562482204672_o.jpg

- Ильдар Борисович, расскажите, как ваша компания встретила кризис 2008 года? 
- К кризису 2008 года мы были системно не готовы. «Этажи» тогда были маленькой компанией, и для нас это был первый кризис в истории. Он чуть не закончился крахом, спасло, что он был достаточно коротким для рынка, и мы быстро вернулись к привычному ритму. Но тогда произошло главное - мы проанализировали и сделали выводы на будущее, с тех пор учитываем в стратегии развития все риски и нивелируем их. Это позволяет нам эффективно развиваться при любой конъюнктуре рынка.

- Какие именно меры принимали, чтобы пережить кризис с минимальными издержками?
- Тогда мы пошли на непопулярную меру - объявили о сокращении фонда оплаты труда в январе-феврале 2009 года на 25 процентов,  при условии невыполнения плана. Однако, по факту все подразделения тогда оптимизировались, и к этим мерам прибегать не пришлось, поскольку план был успешно выполнен. Конечно, пришлось тогда продать часть недвижимости и инвестировать эти средства в компанию.

yn_xSWZ8OzE.jpg

- Какими были последствия кризиса для вашей компании?
- На мой взгляд, последствия были самые положительные. Кризис сформировал новое понимание системы управления бизнесом, как и необходимости повышения эффективности бизнес-процессов, создания финансовой подушки безопасности, развития управленческих компетенций и создания системы развития каждого сотрудника. Мы многое стали делать по-другому, большое внимание стали уделять развитию как внутри компании, так и за ее пределами. В тот момент мы поняли, что необходимо масштабировать бизнес и развивать смежные направления. Поэтому не исключено, что нынешний успех компании «Этажи» был заложен именно в 2008 году. С этого этапа мы ушли в системный рост и сейчас являемся одной из самых быстрорастущих компаний в сфере недвижимости.


«Мы выбрали правильную стратегию компании и давно взяли курс на внедрение онлайн-сервисов и автоматизацию»


- Какие события происходили в Вашей компании в 2014-15 годы?
- Кризис 2014-2015 гг. мы прошли без особых проблем, поскольку к тому моменту была сформирована новая система управления финансами. Появилась четкая стратегия, которая учитывала все возможные риски и на этот случай была сформирована финансовая подушка безопасности. И мы уже стали большой компанией, развивали сеть. В 2015 году мы ни разу не сработали в минус. Но на фоне низкого спроса ещё больше повысили эффективность бизнес-процессов внутри компании, сократили издержки.

- Какие уроки вы извлекли из кризисов?
- Самое главное - я понял, насколько важно для компании стратегическое управление, что необходим комплексный подход ко всем бизнес-процессам. Выросла роль в правильном формировании hr-стратегии и качественном подборе кадров. Должность hr-директора у нас появилась как раз после кризиса 2008 года. Мы стали больше внимания уделять маркетингу и развитию этого направления. Кризис 2015 года спровоцировал увеличение инвестиций на IT процессы. По факту, именно с 2015 года мы стали целенаправленно управлять издержками компании и создали профильные комитеты.

Франшиза.jpg

- Как отразился на вашем бизнесе период пандемии?
- Период пандемии и последующего кризиса стал очередным толчком к развитию нашей компании. Этот год мы проводим даже лучше, чем предыдущий. По предварительным оценкам, ожидаем рост на уровне 2,5 раза по сравнению с прошлым годом, поскольку мы всегда были сильны в онлайн и IT-процессах, а в этот кризис как раз те компании, которые инвестируют в IT получили дополнительные преимущества.
Мы выбрали правильную стратегию компании и давно взяли курс на внедрение онлайн-сервисов и автоматизацию, а потому оказались готовы к такому развитию ситуации.  Конечно, на восстановление рыночных показателей оказала влияние поддержка государства, как в части запуска ипотеки с господдержкой, что поддержало рынок, так и меры по снижению налоговой нагрузки на бизнес.
Плюс мы видим, что на рынке труда появилось достаточно много свободных кадров с высокими компетенциями и, естественно, мы приглашаем в компанию наиболее топовых из них.
Кризис-2020 для нас продлился всего дней 8-10, после чего мы полностью перестроили стратегию компании и как показывают результаты - не ошиблись.

- Как Вы считаете, какими будут экономические последствия пандемии? Как они отразятся на рынке недвижимости?
- Нынешняя ситуация для рынка недвижимости - это историческая возможность выйти на совершенно иной уровень, как в плане внутренних процессов, работы с персоналом, понимания клиентов, наращивания сервисов для клиентов, ускорения процессов, так и полной трансформации бизнеса. Иногда так бывает, что нужно ощутить, как бывает плохо, чтобы ценить то, что есть.
С пандемией мы словно заглянули на 3-5 лет вперёд и теперь ещё больше понимаем, что нужно продолжать наращивать инвестиции в наше IT-подразделение. Приобрели под него большое отдельное помещение и выстраиваем современную IT-инфраструктуру.
Рынок в ближайшее время ждёт большая трансформация, и мы намерены занять в этом лидирующие позиции.

D2AnLYG8758.jpg