Яндекс нарушает антимонопольный закон?

Федеральная антимонопольная служба получила несколько жалоб от компаний Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, ivi, 2ГИС и Zoon о нарушениях со стороны Яндекс. Суть претензий заключается в том, что поисковая система, пользуясь преимуществом, продвигает в выдаче на первые строчки свои сервисы, например, «Яндекс.Карты», «Яндекс.Маркет». Для других компаний доступен не весь функционал для продвижения.

В жалобах также указано на специальный виджет «колдунщик», который направляет пользователей на страницы Яндекс-сервисов, игнорируя общие правила ранжирования и показывая не наиболее релевантные результаты, а выгодные Яндексу.

ФАС вынесла предупреждение и потребовала в течение 30 дней исправить ситуацию. В противном случае Яндексу грозят делом о нарушении антимонопольных законов.

На эту тему мы поговорили с участником рейтинга ТОП-100 выдающихся молодых предпринимателей Екатеринбурга, основателем «Нешколамаркетинга» Никитой Шехмометьевым.

Максим.png

«Все собственные дополнительные сервисы Яндекс, естественно, продвигает. Он использует инструменты и виджеты, которые недоступны другим сервисам. Например, тот же «Яндекс.Справочник», где организации выкладывают о себе информацию и поисковик показывает эту карточку справа. Отчасти это делается для удобства пользователей, ну и, конечно, в коммерческих целях.
Очень сложно будет доказать, что Яндекс злоупотребляет своим положением. Это связано с тем, что поисковая выдача динамическая, и, по сути, подстраивается под каждого пользователя. По одному запросу будет выдача Яндекс-сервисов выше, по другому —  иные сервисы и компании.
Чтобы избежать проблем с ФАС, вероятнее всего, Яндекс сделает ряд привилегий для крупных рекламодателей. Хотя это уже и сейчас действует: если на сайт тратятся немалые бюджеты на рекламу в Яндекс.Директ, то он будет лучше ранжироваться и в бесплатной выдаче». 

Яндексу интересны только собственные сервисы и крупные рекламодатели? Как быть малому бизнесу, который только запустился и начал продвижение в выдаче?

«Скорее всего, ситуация для мелких предпринимателей, новичков останется такой же, как и сейчас. Однако, если новый сайт будет полезен пользователям, создан по всем требованиям и стандартам поисковых систем, как Яндекс, так и Гугл, то он будет набирать обороты. Ориентироваться нужно на поведенческие факторы, то есть, сколько человек времени провел на сайте, сколько посетил страниц и так далее. Если новичок создаст сайт с интересным для пользователей наполнением и какой-то новой хорошей идеей, у него большие шансы быстро продвинуться в поисковике.
Зачастую у мелких предпринимателей и новичков нет ни опыта, ни знаний для создания хорошего, продуманного сайта, самостоятельного продвижения. Получается замкнутый круг: нет денег на создание сайта, нет средств и на его поддержание. Не работает сайт сам по себе —  создал и он сам продвинулся в поиске, сам привел клиентов. Для этого необходимо им заниматься, и это должны делать все же SEO-специалисты, которым нужно постоянно платить.
Сложность состоит еще и в том, что в SEO-сфере очень много мошенников и дилетантов. Результаты продвижения гарантировать сложно, этим и пользуются любители «легких» денег. Нужно очень тщательно выбирать специалистов, это также непросто, часто, перед тем, как бизнесмен найдет настоящих профессионалов, он много денег потратит на псевдо-специалистов».


Автор: Мария Лебедева