«Тинькофф» не продается

Нашумевшая сделка на 5,48 млрд долларов сорвалась. Олег Тиньков отказался продавать свой банк «Яндексу». Стороны по-разному прокомментировали результат провалившихся переговоров. Но сути это не меняет - сенсации не случилось.
Мы решили спросить у тюменских предпринимателей, что они думают про эту сделку и почему, на их взгляд, Олег Тиньков не договорился с «Яндекс».

Как мы узнали

Олег Тиньков уверен, причина, что стороны не смогли договориться в том, что он - предприниматель, пытался договориться с менеджерами и юристами «Яндекс». 
О том, что сделка сорвалась все узнали «случайно» - один из сотрудников Олега Тинькова «слил» в сеть внутреннее письмо, которое бизнесмен отправил 16 октября всем своим сотрудникам: 

«Сегодня, я принял решение, разорвать вероятную сделку с Яндекс. Почему? Мы начали разговор с ОБЪЕДИНЕНИЯ, поисков синергий, и быстрого роста нашей клиентской базы. И хотели построить самую большую частную компанию России. По факту все вылилось в ПРОДАЖУ, они хотели просто купить Тинькофф, со всеми вытекающими негативными последствиями для нас. Тинькофф не продается ни Яндексу ни МТС!
В ходе сделки, читая комментарии в соцсетях, и у себя в Инстаграме, я еще раз убедился, что у нас ЛУЧШИЙ клиентский сервис в стране, самая КРУТАЯ и талантливая команда и мы рулим! Я был крайне удивлен, что к брэнду Яндекс такое негативное отношение, и их потребители не любят, хотя в отличие от нас, они находятся в более дружелюбном сегменте рынка. Все это привело к тому, что Я остановил сделку!
Я искренне считаю, что мы самые крутые! Сами вырастем до 20 млн клиентов, 1 млрд прибыли и будем стоить 10+ млрд долларов на бирже.
У меня есть план: А давайте МЫ, а не они купим этот гавно-Яндекс! Я не верю в эту забюрокраченную компанию!» (пунктуация и грамматика сохранены)   

После того, как сенсационная новость разлетелась по всем СМИ, обе компании стали терять в цене. Падение на торгах Мосбиржи для TCS составило -4,16%, для «Яндекс»  -2,58%. 

tign.jpg

Сгладить углы

19 октября Олег Тиньков на своей странице в Инстаграм сделал обращение. Вероятно, чтобы внести ясность в сложившуюся ситуацию:

«Предприниматель, для меня, это звучит также гордо и полезно для общества, как Профессор медицины, учитель, пожарный, строитель или волонтёр.
Именно предприниматели меняют мир, и двигают его вперед, а не чиновники, юристы, менеджеры и прочие «наёмники». Они выполняют, скорее обратную функцию.
Почему развалилась «сделка» с «Яндекс»? Предприниматель пытался договорится с менеджерами и юристами - вот и весь ответ! Если бы, был бы жив Илья, мы бы так или иначе, договорились бы. Я конечно не горд, что я назвал гавном «Яндекс», и это точно не относится к его десяткам тысяч сотрудников и клиентам, и прошу ПРОЩЕНИЯ за это выражение. НО дорогие журналисты, ..., обратите пожалуйста внимание, что это была не ПУБЛИЧНАЯ, а ВНУТРЕННЯЯ коммуникация, я обращался к своим своей семье-сотрудникам (паршивая овца слила), после разрыва, и написал искреннее письмо, разве «разговоры на кухне» потом обсуждаются в публичном поле? Мы вправе говорить на кухне всё, что думаем, так что это НЕ БЫЛО ПУБЛИЧНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ! Ответ «наёмника» был явно уже публичным, и попытка уколоть одного из лучших (а может и лучшего) ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ страны, в том, что он «пытается давно продать бизнес» - еще раз говорит, что он менеджер, который никогда не строил и не построит с нуля миллиардную компанию!
КАЖДЫЙ предприниматель «пытается» продать свой бизнес дорого! Т.е., получить 30-50% премии к цене на рынке, а не просто слить за фантики, которые стоят дороже «Амазон»! Ну, а если я получаю фантиков, да еще столько, что моя доля сопоставима с долей самого большого акционера, то где мой контроль над этой компанией? Покупка через «завуалированное объединение»? Не развести, тут и в Гарвард не ходи. «Тинькофф» - лучшая частная компания страны, с лучшей банковской командой на рынке, и НЕ ПРОДАЁТСЯ, думаю, мы в 2022 будем стоить $10млрд! Мы не ведем переговоров с «МТС», я даже не знаком с Евтушенковым. Продавать акции, чтобы заплатить штраф США, за мои «ошибки молодости» мне не нужно, у меня полно кэша, считайте аналитики, сколько я получил через диви и АВВ. Дальше действовать будем мы!» (пунктуация и грамматика сохранены).

А что «Яндекс»?

Что касается позиции «Яндекса», управляющий директор Тигран Худавердян выразил ее так: сделка сорвалась по вине Олега Тинькова, который на каждом этапе переговоров выдвигал все новые и новые требования. 
Худавердян подчеркивает, что они были согласны оставить за Олегом Тиньковым право на участие в управлении банком. И планировали строить с «Тинькофф» партнерские отношения, дать команде Тинькова свободу действий в плане развития бизнеса. Они не отказываются от развития финтех направления. Но уже будут искать себе новых партнеров.

Уверены в этом и аналитики, в частности, Sberbank CIB. Они полагают, что IT-компания будет развивать финтех-бизнес, привлекая компании с банковской лицензией. Основное внимание будет уделено развитию платежных сервисов и электронных кошельков, сегменту электронной коммерции. «Мы также полагаем, что с учетом весьма впечатляющей базы подписчиков «Яндекс.Плюс», которая уже насчитывает около 5,5 млн пользователей, у компании есть хорошая возможность в дальнейшем продвигать среди своих клиентов различные финансовые продукты» - отмечают Светлана Суханова и Анастасия Хахаева.

Мнение предпринимателей

Мы спросили представителей бизнес-сообщества Тюмени, что они думают о «предпринимательском» решении Олега Тинькова.

«Подробностей этой сделки мы никогда не узнаем, но есть три потенциальных гипотезы относительно неё. «Тинькофф банк» развивается очень стремительно. В таких ситуациях иногда требуется проверить свою ценность на рынке, поэтому одна из гипотез - Олег Тиньков не собирался продавать банк. Он только хотел оценить свою компанию и спрос на нее. Понять, как ее оценивают внешние эксперты, потенциальные внешние покупатели. Но покупателей, способных осилить такую сделку, единицы. И это было проверено в рамках такой  массовый pr-кампании. Якобы, они готовы к изменениям, в том числе, поглощению или объединению. 
Вторая гипотеза, которую пишут в различных источниках, - стороны просто не договорились об условиях и цене сделки. Но также есть информация, что Олег Тиньков постоянно менял условия сделки, и они не были приземлены изначально.  
И версия третья, которую я разделяю, исходя из письма Олега сотрудникам. Он не хотел именно продать своё детище, а хотел стать частью крупного конгломерата. 
Все мы понимаем, что творится на рынке финтеха. Видим, как «Сбербанк» семимильными шагами пытается объять практически все. И ему это удается, учитывая объем денежной массы, которая у него имеется. Конгломерат «Яндекса» и «Тинькофф банка» был бы хорошим опорным противовесом «Сбербанку» и его стратегии. Но Тинькову не было выгодно продать банк, отпочковать его от себя. Была стратегия именно на конгломерацию. А у «Яндекса», видимо, были другие планы - самостоятельно управлять банком и изменить его вектор развития. И в этом моменте, скорее всего, не было схождения позиций сторон данной сделки.  
Олег Тиньков не обделен деньгами. Банк находится на подъеме, у него еще есть видимый рост и есть куда развиваться. В общем, не в том положении, когда экстренно продавать бизнес.  
Продают, когда не хотят этим заниматься, выгорели, закончились идеи или физически не могут этим заниматься. Но Олег выкарабкался из своей болезни, он на ногах и готов дальше работать. 
Когда делаешь свое «детище», которое ты создал, оно растет рядом с тобой, ты понимаешь, что полон идей, знаешь, какие еще цели можно достигнуть и как это сделать. В таких обстоятельствах невозможно оторвать свое дело от себя. Олег и его банк неразрывно связаны. Другие его активы, которые он поднимал и развивал, были проверкой. А банк - его «детище». И он не мог его от себя оторвать. А конгломерацию с «Яндексом» он выбрал потому, что у него есть видение, как сделать что-то масштабное и глобальное, но собственных активов пока не хватает, и он искал способы объединения.  
В принципе, за конгломерацией компаний - будущее. Когда вы поодиночке - всегда есть пределы роста. А конгломерации развиваются быстро. Когда ты не совпадаешь со скоростью развития мира, начинаешь проигрывать. И Тиньков это прекрасно понимает. Он предпринял попытку, чтобы двигаться со скоростью развития мира. Но когда ставишь на весы: развиваться так, как можешь, или отдать свою компанию, чтобы она развивалась быстрее, но уже без тебя, - то перевешивает первый вариант» - прокомментировал руководитель Группы компаний «Анлим» Максим Овсянников.

Овсянников.jpg

Иного мнения придерживается Константин Иванов, основатель и руководитель IT-компании «МПК Первый»:

«На мой взгляд, Олег Тиньков хочет оставить свой след в историй. В начале - пиво с его фамилией, затем банк. Но когда он осознал, что «Яндекс» проглотит его компанию в месте с именем и наследием, решил - лучше история на пару веков, чем деньги, которые с собой не унесёшь на тот свет». 

Иванов.jpg