Медиа 04.10.2020
Как создание экосистем обостряет конкуренцию между банками

Презентацию «Сбера» ждали несколько недель, ведь банк как мог подогревал интерес общественности к этому, казалось бы, главному событию осени. Ребрендинг и около 20 новых платформ экосистемы самого крупного государственного банка страны анонсировали задолго до самой презентации. Но все пошло не по плану. 

Во-первых, буквально «взорвал» информационное пространство Олег Тиньков. Он сумел добиться слияния «Тинькофф Банка» с «Яндексом».  Новость об этой сделке быстро вышла на первый план повестки. Во-вторых, эффект от презентации получился прямо противоположным тому, на который рассчитывал Герман Греф. 

Почему так вышло? Давайте разбираться. 

Яндекс + Тинькофф

Впервые об объединении с «Яндексом» Олег Тиньков сказал год назад – на Петербургском международном экономическом форуме: «Если мы объединимся с «Яндексом» в широком смысле, капитализация объединенной компании будет более 20 миллиардов долларов и «Сбербанку» мало не покажется, потому что самые талантливые люди работают в этих двух компаниях». Бизнесмен никогда не скрывал, что «Сбербанк» – его основной конкурент, который к тому же не стесняясь повторяет за «Тинькофф Банком» все «фишки». А объединение с «Яндексом» – это огромный шаг на пути к созданию самой крупной и совершенной экосистемы в России. Кроме того, Олег Тиньков в очередной раз пошел по нестандартному пути. Тот же «Сбер» для собственной экосистемы скупал различные цифровые продукты и внедрял их на своих платформах, «Тинькофф банк» же сам стал частью самой крупной  IT-компании страны, тем самым навсегда закрыв вопросы о покупке цифровых технологий. Все, что есть у «Яндекса» – будет и у «Тинькофф Банка». Также банк получит новые каналы привлечения клиентов, массив данных для анализа информации о заемщиках, развитие транзакционного бизнеса, комиссионные доходы за счет проектов «Яндекса». 

Что получает «Яндекс» от этой сделки? Напомним, что «Яндекс» и «Сбербанк» - бывшие партнеры. После расторжения партнерства «Сберу» отошел платежный сервис «Яндекс. Деньги». Так IT-компания осталась без собственной платежной системы. Слияние с «Тинькофф» устраняет эту проблему. Кроме того, у банка лучшая экспертиза развития цифровых сервисов и широкая база розничных клиентов. 

yandex1.png

«Сбер Конф»

24 сентября «Сбербанк» провел презентацию «Сбер Конф 2020». Президент-председатель правления банка Герман Греф открыл презентацию, произнеся достаточно содержательную речь о банке и его заслугах. Многие журналисты отметили, что держался в кадре он «как Стив Джобс». И всю презентацию обвинили в подражании Apple. 

Новые продукты презентовали менеджеры «Сбера» и приглашенные артисты. Были в кадре Михаил и Елизавета Боярские, Дима Билан, Кристина Асмус, Андрей Малахов и другие известные личности. Кадры получились несколько постановочными и наивными. На самом деле, каждый новый продукт «Сбера» уже имеет аналоги. Вряд ли активных пользователей мобильных приложений и гаджетов впечатлила эта презентация. Скорее всего, у большинства возник вопрос – «чем приложение/продукт «Сбера» лучше того, чем я уже пользуюсь несколько лет?».

Несмотря на то, что «Сбер Конф» не произвела «вау-эффекта». Нельзя не отдать должное государственному банку за стремление к развитию цифровых технологий. Кроме того, внедрять «ноу-хау» всегда проще в небольшой организации. А «Сбер» таковой не является. Это огромная структура, которая работает для миллионов людей. И стремятся создать продукт, который будет удобен и практичен для самых разных категорий людей, как по возрасту, так и по статусу. Это сложная задача, и Сбербанк стремится ее решить.

загруженное.jpg

Мы попросили прокомментировать эти важные для страны события Дениса Кучаева – генерального директора группы компаний «АТМ АЛЬЯНС», эксперта в сфере платежной индустрии. 

«О планах Олега Тинькова продать банк «Тинькофф» говорили достаточно давно. «Яндекс», в свою очередь хотел усилить свои позиции в транзакционном бизнесе, для развития собственных финтех-проектов - это главное составляющее. Данная сделка предоставила «Яндекс» большое преимущество перед конкурентами. Поэтому стоило предполагать, что два гиганта объединятся.

Что касается продуктовой конференции Сбера, то развитие диджитал и изменившийся, в связи с пандемией мир, являются площадкой для развития цифровых сервисов. Это время, когда быть просто банком уже мало, требуется полноценная и высотехнологичная экосистема. Стремление Сбера к объединению сервисов вполне понятно и ожидаемо. Те компании, которые сейчас в пуле Сбера представлены, являются одними из лучших передовых компаний. Как в IT сфере, так и в логистике, доставке, других направлениях. Для примера SberСloud – коллеги очень быстро и агрессивно развиваются и делают отличные вещи.

Мы находимся на пороге крайне интересных событий, глобальных изменений во всем мире и на всех уровнях. И станем свидетелями битв крупнейших гигантов за право быть первым».