«Я влюбилась в рыбу. Это все не про деньги»

Любой бизнес влечет за собой риски. Но когда ты решаешься на откровенную авантюру, то рискуешь еще и сорвать куш.
О том, как стать первым и единственным на региональном рынке, отважиться разводить прихотливую рыбу в суровом уральском климате и держать высокую марку, мы спросили Екатерину Сбоеву, совладелицу семейной рыбной фермы «РыбаLOVE».

2.jpg

Екатерина, как Вы пришли к мысли об открытии такого специфичного для Урала бизнеса?
Я всегда мечтала о собственном бизнесе. После двух провалов, расстроенная, я однажды рассказывала о своих неудачах подругам. Вдруг они сказали: «А почему бы тебе не заняться рыбой?». На тот момент мои родители вырастили уже первую форель на своей самодельной ферме. Я так долго искала дело своей жизни, а оно оказалось прямо у меня под носом, оно само ко мне пришло.

- С чего начиналась история фермы?
- С мечты о том, чтобы заниматься делом, которое ты любишь. Такая мечта была у нашего главы семьи. Папа очень любил рыбачить, но ещё больше — заниматься бизнесом. Много лет он пробовал, ошибался, снова пробовал. И наконец в 2011 году была создана ферма по выращиванию рыбы. А я в этот бизнес принесла свои мечты. Как итог — уникальный сервис по доставке свежей рыбы. Вот такая синергия получилась.


«Из главных проблем: когда поспать?»


- Какие трудности встречают Вас на пути к успеху?
- Ох, не хватит слов, чтобы рассказать все. Трудности — это неотъемлемая часть движения, без них тебя ждет застой. Конечно, основные наши трудности — климат, у нас бывают губительно низкие или высокие температуры. Работа с живыми организмами (рыбой) всегда подразумевает серьезные риски, у нас бывала и полная потеря всего стада. Также маленький город и слабо развитая логистика добавляют проблем.

- Как удается подбирать персонал, ведь Вы первые в своем роде на Урале?
- С персоналом до сих пор трудно, но нам везёт. С нами работают лучшие люди, самоотверженные и увлеченные. Действительно, очень повезло с управляющим, который пришел к нам еще на стадии идеи.
С персоналом стало чуть проще, когда наше дело пошло в гору. Жители Михайловска увидели прогресс и сами стали спрашивать про свободные вакансии.

- Кто Ваши основные клиенты?
- Мы работаем, в основном, с розницей. Наши клиенты — люди, которые любят рыбу, видят разницу между свежей и перемороженной, заботятся о своем здоровье. Для них важно качество употребляемой пищи. Наши клиенты готовы ждать целую неделю доставку на дом, потому что знают, рыба будет «на высоте», и она того стоит.
Также часть наших клиентов составляют рестораны, тщательно выбирающие поставщиков. Это те заведения, которые заинтересованы в лучших продуктах для качественных блюд.

4.jpg

- Вы до открытия фермы работали в рекламе. Помогло ли это в развитии и продвижения Вашего бизнеса?
- Скорее нет, чем да. Я училась на менеджера. К рекламе у меня была тяга всегда. Но я абсолютно не умела продавать, меня смущали все эти «холодные» звонки и прочие методы продаж, все это казалось таким нечестным и искусственным. Я была уверена, что это мой минус и нужно себя перебороть. Лет шесть я боролась с собой, чтобы научиться продавать. А потом поняла, что это бесполезно, надо просто продавать то, во что ты влюблён. Вот я влюблена в свою форель, и она сама продаётся. А я просто о ней рассказываю.
Люди все видят: искренен ты или нет. Чувствуют. Пробуют рыбу и она им нравится. Дальше работает «сарафанное радио». Мне остаётся только быть честной, слышать людей и держать качество на том уровне, чтобы я могла и дальше гордиться своим продуктом.


«Я борюсь за качество, если я не смогу гордиться своей рыбой, я не смогу гордиться собой»


- Как на бизнесе отразился «коронакризис»?
- «Коронакризис» коснулся нас, по большей части, тем, что появилась дополнительная, сразу скажу, немалая статья расходов на обеспечение мер по профилактике вируса: закуп средств индивидуальной защиты, антисептиков, рециркуляторов, термометров и так далее. Сильно сказалось падение курса рубля, ведь корм для форели продаётся в евро.
Конечно, отразилось снижение дохода населения и тенденция к экономии. В качестве антикризисных мер мы снизили порог бесплатной доставки и увеличили ассортимент из полуфабрикатов. Средний чек снизился, но мы увеличили спрос.
Ушедший 2020-й заставил быстрее двигаться, быстрее перестраиваться и «к черту» изменить стратегию, которая была разработана раньше!

- Какие у Вас бизнес-планы на будущее? В чем Вы видите основной вектор развития?
- Мы живем и развиваемся только за счёт собственных средств, это принципиальный для нас вопрос. И в данное время мы предпринимаем огромные усилия для рывка вперёд: увеличиваем ассортимент, благоустраиваем территории, автоматизируем процессы.
Из главных проблем: когда поспать. Но это ведь прекрасно, значит, мы идем к успеху!



Автор: Мария Лебедева