Строим бизнес с приставкой «кибер»

Работать в офисе пять дней в неделю с утра до вечера – перспектива не привлекательная для современной молодежи. В России более 95% офисных сотрудников заявляют о стремлении стать фрилансерами. Изменилось отношение к труду, как обязательству перед обществом. Наши бабушки и дедушки считали своим долгом с утра и до вечера гнуть спины на заводах, в совхозах, конторах. Стыдно было пропускать работу.

Современный человек надеется только на себя. Молодые люди хотят развивать собственные проекты и сотрудничать с более крупными игроками, чтобы обеспечить себе стабильный заработок. И тут важно не ошибиться в выборе: как и на чем зарабатывать.
Последние пару лет на волне интереса большого бизнеса находятся креативные индустрии. Даже в период общего спада экономики, развлекательный сегмент демонстрирует рост в 14%. Цифровая трансформация компаний увеличивает спрос на творческие профессии, а многие цифровые технологии востребованы сами по себе. Например, видеоигры.

Интенсивное развитие виртуальной, дополненной и смешанной реальностей влекут за собой рост популярности видеоигр, способствуют развитию киберспорта. Только за 2019 год доход киберспортивной индустрии составил 950 миллионов $. В 2020 году он превысит 1 млрд $. Киберспортсмены зарабатывают не меньше, зачастую даже больше обычных спортсменов. Приносит прибыль и организация турниров по видеоиграм.

В России киберспорт достаточно популярен. В 2001 году мы стали первой страной в мире, официально признавшей киберспорт. Представители РФ участвуют во всех крупных турнирах. Есть в стране и топовые киберспортсмены мирового уровня. Более того, в 2020 году Минкомсвязи России планирует создать ресурсный центр развития киберспортивных дисциплин, который будет работать над улучшением показателей российских киберспортивных команд.

Индустрия видеоигр может быть очень перспективна с точки зрения коммерции. И предприимчивая молодежь это понимает. Как построить бизнес на видеоиграх рассказал Максим Галюк, владелец тюменской сети киберспортивных клубов Cyberia Sport.


- Максим, в каком году появилась ваша компания и почему Вы решили заниматься именно этим направлением?
- Мой близкий друг Вячеслав Сидоренко еще в 2016 году стал проводить небольшие киберспортивные эвенты на площадках городских кинотеатров. Так он и начал «раскачивать» абсолютно новую для Тюмени индустрию. Я на тот момент испытывал свои силы в профессиональной видеосъемке, делал видеоролики для мероприятий Вячеслава.
Весной 2017 года мы собрали небольшую команду из близких друзей, распределили обязанности и провели ряд мероприятий для создания комьюнити и продвижения киберспорта в массы. На первое мероприятие к нам пришли 53 человека, на второе – 93, а на третье – уже 516. Это была трансляция The international 2017 и турнир.
Затем провели кибер-форум при поддержке Департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области. На него пришло полторы тысячи человек. Хочу отметить, что помощь, помещения, услуги, которые нам предоставлялись в процессе проведения наших мероприятий, были бесплатными в большинстве случаев. Поэтому на мероприятия мы тратили совсем мало средств. Сами трудились, конечно же, на чистом энтузиазме.
Каждое новое мероприятие собирало все больше и больше участников. И мы пришли к мысли, что нам нужна своя площадка. Стали задумываться о создании киберпространства, первого в городе на тот момент. Стали искать инвесторов, помещение, любого рода поддержку. Параллельно вели группу в ВКонтакте.
Поддержку нашли со стороны Департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области. Совместными усилиями создали два масштабных мероприятия регионального и федерального уровней.
В 2017 году мы зарегистрировали организацию и обзавелись собственной площадкой (ул. Геологоразведчиков, 12а/1) – самой большой в УрФО.

- Трудно ли было развивать малоизвестное для города направление?
- Главная трудность, с которой мы столкнулись на нашем нелегком пути, - абсолютное непонимание окружающих сути киберспорта. Зачем он нужен и с чем его едят. С этим мы боролись даже после открытия арены, и, наверное, первые год – полтора, пока до Тюмени не дошла волна киберспорта.

- Киберспорт - одно из направлений креативной индустрии, которую считают основой экономики будущего. В России креативная индустрия и киберспорт, в частности, имеют большие перспективы?
- Могу сказать точно, что с каждым годом киберспорт будет набирать все большие и большие обороты. Ведь, так или иначе, – это будущее. И молодое поколение с этим сталкивается ежедневно. Многие даже сильно зациклены на этих вещах.
Но вложения в киберспорт, и, допустим, создание киберарены, сети компьютерных клубов – это не одно и то же. Киберспорт – это спорт, отдельная индустрия.
Компьютерные клубы – это просто коммерция, построенная на фундаменте самого киберспорта. И к нему, как к таковому, по большей части не относится. Это надо понимать.  

- В Тюмени развита киберспортивная культура? Есть куда расти в будущем?
- На данный момент культура киберспорта развита очень сильно. Возможно, больше чем в 80% других городов России. В большей степени это следствие того, как все начиналось здесь и какими темпами наращивалось. Конечно, спасибо местным властям за поддержку наших мероприятий, казавшихся им «сомнительными». Я помню эти бесконечные переговоры, когда мы пытались их убедить, что это хорошая тема и нужно в нее вкладываться, пробовать, развивать.
Ситуация в индустрии компьютерных клубов на рынке абсолютно другая. Прирост конкурентов среди компьютерных клубов только за последний год составил порядка 2200%. Компьютерные клубы открываются сейчас также часто, как кальянные в свое время. Но эта тенденция и приведет к краху этого рынка со временем. Но эта отдельная история и прогнозировать сейчас очень сложно. Нужно будет наблюдать и делать выводы из того, что мы имеем.

- Киберспорт в России хуже или лучше развит, чем в других странах мира? Кто является лидером в данном направлении?
- Киберспорт в России развит очень даже хорошо. Даже лучше, чем во многих странах. Геймеров у нас достаточно много и в обществе относятся к этому правильно.
Про топовые страны сложно сказать. Вроде бы Финляндия неплохо смотрится в общей картине. Есть успехи в Южной Корее и США. Вообще, именно американцы – родоначальники киберспорта.

- Какие интересные проекты реализуете в Тюмени?
- В первый год своей деятельности мы провели более 140 локальных мероприятий. Ни одна арена в России не проводит такого количества мероприятий за тот же период времени. Общее число гостей составило 15 000.
Мы являемся единственными в городе представителями турнира «КИБЕРМОСТ». Он проводится ежемесячно. Несколько выходных дней мы уделяем разным дисциплинам. Собираем людей, и они играют по составленному расписанию между собой в 80 городах России. Этот турнир проводится только на киберспортивных аренах и является событием регионального формата.
Сейчас ничего уникального не проводим. В большей степени заняты развитием своей сети – у нас два филиала в Тюмени. Задумываемся о продвижении в другие города.
Cyberia Sport – наш первый коммерческий проект. Его развитие – приоритетная задача. Запускать что-то принципиально новое пока не готовы.