Меняйся! Либо умирай... И шведская школа MBA

Преодоление экономического кризиса – дело не простое, особенно для молодых предпринимателей. Что касается бизнесменов со стажем, то на вопросы про кризис они отвечают так: «А что кризис? Дело-то житейское!»
И правда, для тех, кто начал свой бизнес еще в начале 90-х, экономический кризис – обыденность. Только с 1998 года их было пять. И каждый имел свою «изюминку».
Если углубляться в историю происхождения слова «кризис», то обнаружим его греческое происхождение. Так в др.греческом значении «кризис» - это решение, исход. Следовательно, кризис – это время решительных действий и поиска выхода из сложной ситуации.
В восточном понимании «кризис» - это опасность и возможность. Т.е. это период трудностей и угроз, но в тоже время – шанс подняться на новый уровень.
В современных реалиях оба смысла актуальны. Все зависит от восприятия кризисных условий каждым предпринимателем. Одна паникуют и пасуют перед трудностями, другие – ищут варианты развития.
Так, еще в кризис 2015 года российский предприниматель Вадим Дымов («Дымовское колбасное производство», «Суздальская керамика» и пр.) говорил, что в кризис можно начинать любой бизнес. «Нужно только проанализировать, что массово покупают. Создать бизнес просто: руками, ногами и горячим сердцем. Ведь кризис толком ничего не изменил, люди – те же, чиновники – те же. Покупательская способность изменилась, но только на время. Для стартапа это не важно».

Своим опытом ведения бизнеса в условиях кризиса и личным отношением к нестабильной экономике поделился Назим Гасанов, тюменский предприниматель и бизнес-ангел. Свою предпринимательскую деятельность он начал на заре 90-х и успешно развивает бизнес-проекты до сих пор. В свое время занимался розничной торговлей автомобильных запчастей, инвестировал деньги в стартапы молодых предпринимателей. На текущий момент занимается арендой коммерческой недвижимости.

Назим Сехриманович, расскажите о Вашем опыте преодоления кризисов

Жизнь не стоит на месте, и главный постулат предпринимателей – «меняй, либо умирай». Он работает всегда и везде. Должны быть постоянные изменения. Ведь жизнь постоянно приносит изменения, кризисы, катаклизмы. Человечество постоянно подвергается испытаниям. И предприниматели, в данном случае, не исключение. Им то же самое нужно делать – подстраиваться и придумывать что-то новое. Когда все идет хорошо, человек расслабляется. А любой кризис заставляет думать.
В первую очередь в кризис происходит падение спроса на услуги, которые производит предприниматель. Так было и в 1998 году – падение спроса и первое обесценивание рубля. Валюта подскочила вверх. А мой бизнес тогда был завязан на импорте. Поэтому в кризис стали продавать меньше, но дороже.
К слову, так и в 2008 году было. У меня были японские партнеры по бизнесу. Они мне тогда то же самое сказали: «Мы не первый и не последний кризис переживаем. Любой кризис создает для предпринимателей определенный толчок для развития. Самое главное – в кризис будете продавать то, что производите, с большей наценкой, но в меньшем количестве».
Так оно и есть. С тех пор ничего не поменялось.
Дополнительно происходит снижение расходов. Если сохраняем работников, то где-то нужно брать деньги. Тогда повышаются наценки. Другого по экономическим принципам пока не дано.
И соответственно идеи новые нужны – сделать, как заинтересовать клиентов, чтобы они не отошли от этого продукта. Так что нужно крутиться, работать головой. И главное – не паниковать.

WhatsApp Image 2020-10-01 at 19.03.48.jpeg

- Что происходит с Вашим бизнесом сейчас?
- Из больших бизнес-проектов я вышел. Занимаюсь сдачей коммерческой недвижимости. И с текущим кризисом тоже столкнулся. Арендаторы не могут платить. Либо пользуются моментом и просят о снижении арендных ставок, даже если возможность платить есть. В любом случае, все индивидуально. Со всеми разговариваем. Пока никто из арендаторов не прекратил деятельность. Хоть есть среди них и туристические агентства. Они у меня просили отсрочки по платежам, скидку на четыре месяца. Я ведь прекрасно понимал, что если они уйдут, то нового арендатора не появится. Вместе с ними этот кризис переживали. В августе уже прислали письмо, что готовы с сентября платить в полном объеме. Так в партнерских отношениях и вышли из сложной ситуации.
Жизнь вносит какие-то изменения. Кто на зарубежный рынок работал – переориентировались на внутренний. Остальные так и остались на внутреннем, пока границы не откроют. Как долго это продлится? Посмотрим. Предприниматели – тоже люди. Все прекрасно понимаем. Ничего страшного не происходит. Главное – не пасовать, спокойно ко всему относиться.
Я когда заканчивал шведскую школу NBI, нам преподаватели говорили, что предпринимательская среда в первую очередь подвержена всякого рода катаклизмам. Предприниматели как первопроходцы идут. И должны подстраиваться под любую ситуацию. Либо ситуация подстроит под себя, сломает и переломает. Мы должны быть гибкими.